РПЦ

Московский Патриархат

Кaлужская Митрополия

Храм в честь свв. блгв. кнн.

Бориса и Глеба

Вверх

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб


Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии.



Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб

Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.



Святые Борис и Глеб.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»



Святые благоверные князья Борис и Глеб.

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.



Святые благоверные князья Борис и Глеб.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).



Изображения страстотерпцев Бориса и Глеба

Множество чудес происходило на месте упокоения братьев – слепые прозревали, хромые начинали ходить без труда и болей, согнутые в стане – распрямлялись, хотя священники старались не выдавать места упокоения чудотворных мощей. Но святые творили чудесна исцеления везде, где создавались церкви и храмы в святые их имена, даже в самых отдаленных местах, куда дошла слава об их духовном и телесном подвиге соблюдения Божиих заповедей о братской любви как в кровной семье, так и меж всеми людьми.

Но Господь не мог допустить, чтобы Его сокровище так долго оставалось почти тайным. Там, где положены были святые братья, часто виден был сияющий столп и слышно сладкое пение. Однажды к тому месту пришли варяги, и один из них ступил на место гроба, и тут из него вышло пламя и опалило ноги варяга. Ожоги были столь сильны, что с тех пор варвары обходили то место стороной.

Был случай, когда по недосмотру была оставлена свеча, она упала, и церковь загорелась, но вовремя подоспевшими людьми вся утварь была вынесена, и сгорело только обветшавшее здание. Очевидно, что была в том воля Божья – пора было строить и церковь новую во имя Святых братьев и извлекать тела их из земли. Ярослав, узнав, что церковь сгорела, призвал митрополита Иоанна, рассказал ему о братьях своих, их кончине и чудесах, идущих от гроба, собрал многих людей и пошел с ними крестным ходом в Вышгород. Там на месте сгоревшей церкви воздвигли небольшой храм. После молитв на всенощной могилу открыли.

Каково же было удивление всех, когда в поднятом и открытом гробу увидели тела святых по-прежнему светлых лицом и благовонных, не тронутых никаким тлением. Тела святых перенесли в новый храм и положили уже над землей, в правом приделе.



Святые благоверные князья Борис и Глеб.

Вот немногие примеры из чудес, которые приведены в «Житиях» святителя Дмитрия Ростовского.

Вышгородский огородник Миронег страдал сухостью ноги и ходил с помощью деревянной ноги, которую сам себе сделал. Он пришел ко гробу святых и долго и горячо им молился, прося исцеления. Он вернулся домой, а ночью приснился ему сон, что явились ему князья-страстотерпцы и спросили, о чем он молит их. Тот рассказал им о своем горе. Тогда они трижды перекрестили его сухую ногу и ушли. Наутро огородник проснулся здоровым и восславил Бога и святых его. Через некоторое время некий слепец пришел к гробу святых и, целуя его, прикладывал к нему сухие веки и молился об исцелении. А когда встал с колен, то был уже зрячим.

Когда Миронег рассказал об этих чудесах Ярославу и митрополиту Иоанну, те обрадовались, а Ярослав по совету митрополита велел выстроить красивую церковь. Она имела пять глав и была украшена живописью. Также по княжьему велению были написаны иконы, перед которыми верные христиане могли славить святые имена Романа и Давида – Бориса и Глеба. После возведения церкви святые мощи братьев перенесли в новую церковь крестным ходом, установив празднование их 24 июля (по ст. ст.) 1021 года в день, когда был убит святой Борис.

В тот же день, когда служили Божественную литургию, в храм пришел хромой человек, он почти не шел, а полз через силу, но после молитвы Богу и святым Его ноги хромого вновь окрепли, и он вышел из храма, будучи совсем здоров. И, видя то, митрополит и Ярослав вновь воздали хвалу Господу.

А вот свидетельства о том, как святые князья Борис и Глеб помогали своим потомкам, защищавшим Русскую землю от нашествий иноземцев.

Известно, что когда благоверный князь Александр Ярославич, по прозванию Невский, вел войну со шведскими захватчиками, один из его воевод, Филипп, обходя ночную стражу, увидел на рассвете плывущий корабль. В нем – святых князей Бориса и Глеба в богатых одеждах, лиц гребцов же видно не было – они были как бы в полумгле. Филипп услышал, как Борис сказал Глебу, что надо идти и помочь их родственнику Александру в битве против врага. Пораженный, воевода пришел к Александру и рассказал ему о виденном. В тот же день Александр Невский разгромил шведское войско и с великим почетом вернулся в Великий Новгород, на княжий свой престол.



Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой.

Летописи сохранили и такое свидетельство: когда московский князь Дмитрий Иоаннович вел войну с Мамаем, ночной сторож его Фома видел, как на высоте возникло большое светлое облако, с востока будто бы шли несметные полки, а с юга явились двое светлых юношей с мечами в руках. Это были Борис и Глеб. Они грозно спросили воевод татарских – как те посмели поднять руку на Отечество, Господом дарованное Руси, и до последнего посекли всех врагов.

Так случилось и наяву. Перед битвой вознес молитву Богу князь Дмитрий и победил Мамая по молитве святых князей Бориса и Глеба, как до того Ярослав одолел Святополка, прадед его Александр разбил шведов.

И еще многие и многие чудеса случались по молитве святых великомучеников Бориса и Глеба. Наверное, в России сегодня нет ни одного города, где не было бы самой малой церкви, выстроенной в их святое имя. Многие из них были разрушены после революции, например, в 1933 году церковь Святых Бориса и Глеба на Поварской в Москве была разрушена, теперь на этом месте – Государственный музыкальный институт имени Гнесиных. Также нет больше церкви Бориса и Глеба на Воздвиженке, хотя там возведен памятник святым. Разрушена замечательная церковь святых в Ростове, где княжил Борис. И этих потерь – несть числа. Но приделы и иконы святых есть почти во всех церквах. И память святых братьев Бориса и Глеба навеки сохранится в народе, а они – всегда с нами, готовые вознести горячие молитвы свои ко Господу. Они не откажут никому, кто притекает к ним с истинной верой в Бога и с чистым сердцем.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.


Святые благоверные князие-страстотерпцы Борисе и Глебе, молите Бога о нас!

По материалам с сайта www.pravoslavie.ru

О Борисе и Глебе на Википедии

Немного истории почитания на www.sedmitza.ru

Акафисты Святым Благоверным Борису и Глебу