РПЦ

Московский Патриархат

Кaлужская Митрополия

Храм в честь свв. блгв. кнн.

Бориса и Глеба

Вверх

Священник Феодор Никифорович Тихомиров
(1834-1901)


В селе Белкино за алтарем храма стоит хорошо сохранившийся надгробный памятник из черного мрамора. Надпись гласит: «Священник Феодор Никифорович Тихомиров, скончался 22 июня 1901г. на 67-м году жизни, прослуживший при сем храме 24 года». Эпитафия: «Упокой Господи души раб Твоих в селениях праведных». На другой стороне надпись: «Супруга его Анна Михайловна, скончалась 15 мая 1882г. на 42-м году жизни».


Биография

Федор Никифорович Тихомиров родился в 1834г. в семье священника храма св.Иоанна Богослова с.Феодоровского Малоярославецкого уезда о.Никифора и матушки Евдокии Тихомировых.

В 1856г. окончил духовную семинарию по 2-му разряду.

В 1859г. рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спас-Прогнань Боровского уезда. О.Феодор пользовался уважением у священноначалия и прихожан. Благочинный писал о нем: «Церковный устав знает хорошо, в должности исправен, очень хорошего поведения».

8 февраля 1876г. рукоположен во священника к Борисо-Глебской церкви села Белкино Боровского уезда. Жил с семьей в с.Белкино в собственном доме.

В 1881г. назначен законоучителем в Кривцовское народное училище, в 1885г. – в Белкинскую церковно-приходскую школу. В отчетах Калужского епархиального училищного совета Белкинская церковно-приходская школа признавалась образцовой, а о.Феодор Тихомиров отмечался в числе лучших законоучителей за отлично усердное преподавание Закона Божия и вообще руководство школой: «Ученики этой школы ежегодно показывают лучшее, сравнительно с учениками других школ, знание Закона Божия и с большею любовию занимаются этим предметом. А законоучитель Белкинской школы дал этому важному предмету вполне воспитательное значение: рассказы учеников его отличаются библейским характером, библейским складом речи».

В 1884г. награжден набедренником, в 1888г. получил одобрение епархиального начальства за усердную службу, в 1893г. награжден скуфьей, в 1899г. получил благословение Святейшего Синода с грамотой, в 1900г. от Святейшего Синода награжден камилавкой.

О.Феодор был женат на дочери диакона Преображенского храма с.Спас-Прогнань Анне Михайловне (в девичестве Троицкой). Бракосочетались по обязательству кормить и покоить тещу и свояченицу. В семье о.Феодора и матушки Анны было 8 детей.


Дети о.Феодора

Михаил Федорович Тихомиров. Родился в 1861г. Обучался в духовной семинарии. Умер до 1882г.

Евдокия Федоровна Тихомирова. Родилась в 1862г. Была замужем.

Александра Федоровна Тихомирова. Родилась в 1865г. Обучена читать и писать. Замуж не выходила, жила с родителями. После смерти отца была принята в призрение Калужским епархиальным попечительством, ей было назначено пособие в сумме 10 рублей.

Семен Федорович Тихомиров. Родился в 1866 или 1867г. В 1890г. окончил духовную семинарию по 2-му разряду. Работал учителем церковно-приходской школы в селе Уколица Козельского уезда. В 1891г. рукоположен во священника к Успенской церкви села Аграфенино Боровского уезда с назначением законоучителем в Аграфенинское начальное училище. В 1895г. получил одобрение епархиального начальства за умение расположить благотворителей к пожертвованиям, в 1896г. награжден набедренником, в 1898г. – скуфьей, в 1906г. получил благословение Святейшего Синода. Жена – Мария Васильевна (1871г.р.), дети: Василий (1893г.р.), Елизавета (1898г.р.). После революции о.Симеон и матушка Мария жили в селе Совьяки, были лишены избирательных прав («как священник и иждивенка»).

Иван Федорович Тихомиров. Родился в 1869г. В 1895г. окончил курс со степенью кандидата богословия в Московской духовной академии. С 1896г. преподаватель епархиального Калужского женского училища; с 1897г. преподаватель русского и церковно-славянского языка в старших классах по 1 отделению Калужского духовного училища и латинского языка по 2 отделению того же училища; с 1901 года учитель Калужской духовной семинарии (преподавал обличительное богословие и историю и обличение русского раскола, а также французский язык). Был награжден орденом Станислава 3 степени и св.Анны 3 степени. Коллежский советник. Женат, двое детей.

Николай Федорович Тихомиров. Родился в 1872 или 1873г. Окончил духовную семинарию по 1-му разряду. В 1895г. определен учителем к Трехсвятской церковно-приходской школе Малоярославецкого уезда. В 1899г. рукоположен во священника к Николаевской церкви села Русиново Боровского уезда. С 1900г. состоял законоучителем в Ермолинской школе и Русиновской церковно-приходской школе. В 1901г. награжден набедренником, в 1905г. – скуфьей. Жена – Александра Федоровна (1882г.р.), дети: Николай (1900г.р.), Федор. После революции о.Николай, матушка Александра и их сын Федор жили в поселке Ермолино, были лишены избирательных прав («как священник, иждивенка и сын священника»). О.Николай служил в храме в Русиново долгие годы, а после закрытия храма в 1930-х гг. уехал с семьей в Москву

Виктор Федорович Тихомиров. Родился в 1877г. После окончания 4-х классов Калужского духовного училища был отчислен по болезни. В 1897г. определен псаломщиком к Боровскому Благовещенскому собору. 4 июня 1900г. рукоположен в сан диакона с оставлением на псаломщицкой вакансии. 25 июля 1900г. был перемещен на место псаломщика к Николаевской церкви села Каменское Боровского уезда. 7 февраля 1903г. определен на вакансию диакона к церкви села Васильевского Лихвинского уезда. Жена – Анна Ивановна (1880г.р.), получила образование в Верейском городском училище.

Борис Федорович Тихомиров. Родился в 1881 или 1882г. Обучался в духовной семинарии.


Источники информации

1. Синодик священнослужителей, монашествующей братии и благотворителей. Книга I. Часть 2. Боровский уезд / Составитель В.Легостаев. Калуга: Издательство «Полиграф-Информ», 2008.

2. Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. - Обнинск: Артифекс, 2006.

3. Уроженцы и жители Боровского района, репрессированные по политическим мотивам в 1918 – 1956гг.// http://www.borovsk-repression.ru/?main=7

4. Калужские епархиальные ведомости 1862-1907гг.


Некрологъ

22-го Іюня сего года послѣ продолжительной и тяжкой болѣзни, на 68-мъ году отъ роду, скончался священникъ боровскаго уѣзда, села Бѣлкина о. Феодоръ Никифоровичъ Тихомировъ. Почившій іерей принадлежалъ къ тому дорогому типу пастырей-старцевъ, которые особенно умѣютъ духовно сродниться съ своею паствою, болѣютъ ея болѣзнями и радуются ея радостями. Жизнь и служеніе почившаго представляютъ собою много поучительнаго для молодыхъ служителей алтаря Господня.

Сынъ бѣднаго священника покойный о. Феодоръ съ ранняго возраста познакомился съ тяжелою нуждою. Многосемейный отецъ его обладалъ настолько скудными средствами, что могъ обучать своихъ дѣтей въ Калугѣ лишь подъ условіемъ поставки имъ жизненныхъ припасовъ натурою отъ своего хозяйства. Дѣти-ученики бывало пѣшкомъ направлялись послѣ каникулъ въ семинарію, а отецъ ихъ ѣхалъ на возу съ провизіей для нихъ. Послѣ тяжелаго ученія въ теченіи года въ дореформенной семинаріи покойный возвращался на лѣтнее время домой, но не на отдыхъ, а на тяжелыя полевыя работы. Такъ прошла невеселая юность. По окончаніи семинарскаго курса (въ 1856 году) молодой человѣкъ мечталъ о самостоятельной и болѣе обезпеченной жизни, но обстоятельства сложились такъ, что почти до конца своей жизни почившій не зналъ веселыхъ дней. Прямой кандидатъ священства, онъ въ 1859 году поступаетъ на діаконское мѣсто въ село Спасъ Прогнань, боровскаго уѣзда, со взятіемъ дочери своего предшественника и обязательствомъ кормить и покоить тещу и свояченицу. Доходы діаконскіе были скудны и средствъ на содержаніе своего и родственнаго семействъ не хватало. Приходилось поэтому увеличивать источники жизни хозяйствомъ, и вотъ молодого о. діакона видѣли съ сохою, бороною или косою въ полѣ, работавшимъ какъ самый исправный крестьянинъ. Но гроза была впереди. Введеніе въ 70-хъ годахъ новыхъ штатовъ пало всею своею тяжестью на бѣднаго труженника. Діаконское мѣсто въ селѣ Спасъ было закрыто, и онъ безъ всякой съ своей стороны вины оказался лишнимъ членомъ причта на псаломщицкой вакансіи. Лишь черезъ 1 1/2 года (въ 1876 году) покойный нашелъ себѣ мѣсто священника въ селѣ Бѣлкинѣ, гдѣ и служилъ до самой смерти. Но и съ поступленіемъ на священническое мѣсто не кончились испытанія умершаго. Устройство на новомъ мѣстѣ требовало чрезмѣрныхъ расходовъ; пришлось надѣлать долговъ и потомъ покрывать ихъ въ теченіи долгихъ лѣтъ. Затѣмъ смерть старшаго сына, обучившагося уже въ семинаріи, а вслѣдъ за тѣмъ и любимой супруги - все это тяжелымъ бременемъ легло на голову о. Феодора. Послѣ смерти жены осталось 7 человѣкъ еще малолѣтнихъ дѣтей, которыхъ нужно было воспитать и обучить.

Казалось бы, что жизнь, исполненная нужды и лишеній, должна была ожесточить сердце пастыря, но искренняя и глубокая вѣра въ Бога спасла о. Феодора отъ этого. Всѣ посылаемыя ему испытанія онъ принималъ съ смиренною покорностью Промыслу Всевышняго, и горячая молитва была для него единственнымъ утѣшеніемъ въ дни скорби и печали. Тяжелая трудовая жизнь выработала въ о. Феодорѣ два основныя нравственныя качества: смиреніе и состраданіе къ ближнему. Всегда скромный, лишенный и тѣни гордѣливаго самовозношенія, онъ съ смущеннымъ видомъ принималъ всякую благодарность за сдѣланное имъ доброе дѣло. Перенесши въ жизни много самъ, покойный сдѣлался особенно отзывчивъ къ чужой нуждѣ, и приходъ встрѣтилъ въ немъ сострадательнаго и любвеобильнаго пастыря, готоваго каждому помочь и добрымъ совѣтомъ и дѣломъ. Не смотря на свою тяжелую матеріальную нужду, его безкорыстіе было удивительно. Онъ зналъ матеріальное положеніе каждаго своего прихожанина и съ бѣдныхъ не только ничего не бралъ за требоисправленіе, но нерѣдко отдавалъ свое, подвергая себя изъ за этого часто голодовкѣ. Онъ понималъ крестьянина съ его духовною и матеріальною нуждою, и для послѣдняго о. Феодоръ по истиннѣ былъ и "отцемъ духовнымъ", который въ трудную минуту жизни успокоитъ душу, поддержавъ вѣру въ Бога въ изнемогающемъ и научивъ молиться, и "кормилицемъ", который дастъ добрый практическій совѣт, или поможетъ изъ своихъ средствъ. Между покойнымъ и паствою существовала та духовная органическая связь, которая не создается искусственно, а можетъ быть лишь между лицемъ съ сильнымъ духомъ и народомъ, отзывчивымъ ко всему прекрасному и доброму. Искреннія слезы прихожанъ и всѣхъ знавшихъ покойнаго - вотъ лучшая награда умершему за честно пройденный жизненный путь. Миръ праху твоему, любящій отецъ, добрый пастырь и честный труженникъ!

(Калужские епархиальные ведомости, №15 от 1901 г., стр.385-387 (Часть неофициальная))


Скачать некролог в PDF