РПЦ

Московский Патриархат

Кaлужская Митрополия

Храм в честь свв. блгв. кнн.

Бориса и Глеба

Вверх

Новости


20 Июня 2018
Мозаичный иконостас
В нашем храме иконостас в виде античного портика – форма, характерная для эпохи классицизма. В такую архитектуру не вписывается традиционный высокий иконостас. Основная тема традиционного иконостаса – наступление Царствия Божия. Оно изображается в исторической перспективе: ряды ветхозаветных праотцев, пророков, затем «праздничный» ряд, посвященный евангельским событиям, и, как завершение истории, «деисис», то есть «моление». Это главенствующий, самый высокий ряд, изображающий предстояние святых пред Богом в Его грядущем царстве. Такая тема не случайна, ведь Литургия (да и вся христианская жизнь) пронизана ожиданием явления будущего царствия. В нашем иконостасе не будет «деисиса», но теме грядущего Царствия посвящена центральная часть – «Вознесение Господне». Ожидание грядущего Царствия в иконографии Вознесения подчеркивается тем, что Христос, как правило, сидит на радуге. Радуга – символ вечности завета между Богом и человеком (см. Быт.9). Обычно радуга бывает ограничена медальоном, в котором изображен возносящийся Христос, но в нашем случае радуга простирается за пределы медальона и буквально соединяет уходящего Учителя с учениками. Чуть ниже по сторонам от царских врат расположены изображения главных событий Евангелия, соединяющих небо и землю – Рождества Христова и Воскресения. На иконе Рождества можно увидеть Богоматерь и Младенца в яслях, ангела, благовествующего пастухам, и Иосифа, размышляющего о чуде. Над сценой расположена орнаментальная Вифлеемская звезда. На иконе Воскресения ангел возвещает о чуде мироносицам , склонившимся над Гробом Господним. В углу изображен воин, охранявший Гроб, впавший в оцепенение. Над сценой орнаментальное изображение солнца – ведь в песнопениях Пасхи много говорится о том, что воскресший Христос «просиял солнца светлее». Нижний («местный») ряд традиционно включает иконы Спасителя, Богоматери и храмовых святых. В нашем случае иконы Бориса и Глеба на дьяконских дверях. Спаситель на иконе изображен с открытым Евангелием. Текст Евангелия еще предстоит выбрать. Богоматерь в иконографическом типе «Одигитрия» («Путеводительница»), очень распространенном как в Византийском, так и в русском искусстве. Иконостас будет исполнен в технике мозаики. Сочетание архитектуры классицизма и мозаичных икон можно увидеть в некоторых храмах Санкт-Петербурга, например, в Исаакиевском соборе.
Посмотреть фотоальбом

Все новости